Что такое философия техники? Стр Философские аспекты техники Хотя термин"философия техники", как показано в части первой, стали применять для обозначения специальной области гуманитарного знания сравнительно недавно, этим термином обычно обозначаются исследования, сохраняющие преемственную связь с многовековыми исследовательскими традициями, проводимыми в рамках таких известных философских дисциплин, как логика, теория познания, метафизика, нравственная и социальная, философия. Более того, несмотря на впечатление, которое иногда создается, вследствие растущей частоты употребления термина"философия техники" в названиях статей, книг, учебных курсов и научных обществ, более точно данный термин обозначает строго ограниченную дисциплину, изучающую некий класс близких, взаимосвязанных проблем. И все же, философия техники в современном ее состоянии не представляет собой четко определенной области анализа. Напротив, ученые, работающие в данной области, часто демонстрируют резко различные цели и методы, а дискуссии, обычно относимые к сфере философии техники, охватывают множество разнородных проблем, большинство из которых традиционно рассматривалось философией. Если в предшествующих предложениях заменить выражение"философия техники" другим —"философия науки" и внести незначительные изменения, эти предложения составят третий параграф Предисловия к классической работе Эрнста Нагеля"Те е" Структура науки, 1. То, что Нагель говорил о философии науки в начале х годов, сегодня приложимо, с соответствующими изменениями Прим. Это как бы предваряет дальнейшее рассмотрение области философского вопрошания, касающегося техники, и таким образом фиксирует наше внимание сначала на связи между философией науки и философией техники, а затем на традиционных разделах философии. Подобным образом и философия связана с наукой посредством идей и теорий — как теорий науки то есть научных теорий , так и теорий о науке. К научным теориям относятся гелиоцентрическая астрономия представленная в вариантах Коперника, Кеплера, Галилея и др.

Ганс Йонас «Человек»

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей. Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться"

ческими сценариями будущего («общество риска» У. Бека, «эвристика страха». Г. Йонаса и стью (Г. Йонас, С.А. Левицкий), социальной справедливостью (Дж. Ролз, вилизации / Ганс Йонас.– М.: Айрис-пресс, – с.

Статья посвящена анализу основных положений экологической этики немецкого мыслителя Ганса Йонаса, который с помощью новых моральных принципов вводит окружающую среду, биосферу в круг человеческого бытия. Данное положение интерпретируется в ключе телеологии и онтологической аксиологии Йонаса. Значение и актуальность учения Йонаса показывается на примерах собственно экологической этики и концепции устойчивого развития. , . .

Некоторые рассуждения на эту тему встречаются в работе Ганса Йонаса [6]. В отличие от Левинаса Йонас рассматривает описанный нами моральный парадокс в исторической перспективе, представляя его как событие во времени, а не вневременную метафизическую категорию. Однако в последнее время масштаб прямых и косвенных последствий деятельности людей экспоненциально вырос, что не сопровождалось соответствующим развитием наших моральных качеств. Ныне совершаемые нами действия могут иметь столь глубокие и радикальные последствия для удаленных стран и последующих поколений, каких мы не в состоянии ни просчитать, ни даже вообразить.

Оба отклонения стали следствием развития науки, отрицающей любые пределы человеческих действий и склонной считать, что все, что может быть сделано, должно быть сделано:

онтологической концепции Ганса Йонаса в развитии этики . Однако. « эвристика страха», при всей возможной полезности данного метода, не снимает.

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии.

Ганс Йонас родился в году в городе Менхенгладбах в зажиточной еврейской семье. Его отец был владельцем текстильной фабрики. Все воспоминания детства связаны с Первой мировой войной, которая изменила весь ход школьной жизни. На занятиях древнегреческим языком он познакомился с Платоном, благодаря чему интерес переместился с событий Первой мировой войны на вопросы о существовании Бога, устройстве мира, смысле жизни, которые сочетались с интересом к религии.

Первое связанное с наукой глубокое переживание он испытал, познакомившись в пятнадцать лет с трудом Э.

Инженерная этика

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

Ганс Йонас (американский ученый немецкого происхождения) с . Йонас предлагает в качестве решающего принципа «эвристику страха»: нужно.

Перейти к загрузке файла Неудачный физический эксперимент Высказываются опасения, что опыты по созданию микроскопических чёрных дыр на ускорителях, конденсации нейтронов и другие высокоэнергетичные эксперименты могут привести к опасным глобальным последствиям. Опасность экспериментов прямо связана с возможностью наличия неизвестных нам фундаментальных физических законов. Вопрос этот трудно решить вероятностным образом. В 20 веке уже было несколько открытий фундаментальных законов и некоторые привели к созданию новых опасных видов оружия -- хотя к концу 19 века картина мира казалась завершённой.

Это открытия радиоактивности, квантовой механики, теории относительности, а в последнее время -- тёмной материи и тёмной энергии. Считается, что современные эксперименты на ускорителях не дотягивают на многие порядки до энергий, которые возникают в результате естественных столкновений космических лучей, происходящих в атмосфере Земли. В течение всего ХХ века каждые 10 лет энергия, достигаемая на ускорителях, возрастала в 10 раз.

И хотя сейчас обычные ускорители подошли к своему физическому пределу по размерам, есть принципиально другой способ достигать тех же энергий на установках размером с рабочий стол -- речь идёт о разгоне частиц в ударной волне импульсного лазера. Вопросы моральной ответственности за будущее век стал эпохой качественно нового осмысления целей человеческого бытия.

ЙОНАС Ханс

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей. Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться"

И. предлагает как метод открытия того, что надо сохранить в человеке -" эвристика страха" перед предполагаемым искажением человека. Новая этика.

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей. Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться" А в какой степени позиции эвристики страха подорваны эксплуатацией средств массовой информации или в какой мере эвристикой страха может руководствоваться инженер-практик — эти вопросы, несомненно, остаются предметом споров.

Позиция Йонаса тесно связана с тезисом Жака Эллюля, разработавшего"этику господства"; Ж. Эллюль также призывает к добровольному ограничению технической мощи, но в конечном итоге опирается, скорее, на теологические, чем на деонтологические основания. Каким, собственно, общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру и его использования? Отстаивание прав рабочих перед лицом производственной и конторской автоматизации составляет лишь один аспект ответа на этот вопрос.

Другой важный аспект фокусирует основное внимание на скрытых антропологических импликациях значений искусственного интеллекта на последствиях его использования для человека. В общем и целом компьютерная этика ставит вопрос о правильном и неправильном использовании информации в информационном обществе. Каковы этические нормы создания, распространения и использования информации не просто в компьютерах и с помощью компьютеров, но и во всех средствах обработки информации и с помощью этих средств, начиная с телефона и радио и кончая телевидением и спутниками?

Читать онлайн"Индивидуализированное общество" автора Бауман Зигмунт - - Страница 123

. ! :

4 Методологическое значение эвристики страха. . 3 Изменившийся характер человеческой деятельности: Ганс Йонас // Человек. - -№ 5.

Подобная вторичность индивидуальной ответственности оттеняет идею первичности ответственности общечеловеческой, ее универсальности. Томашов в монографии Ответственность как экзистенциальная проблема рассматривает обозначенную категорию как процесс, выводимый из ее понимания как реализации необходимости. Плеханов о роли личности в истории. Исторические опыты каждый раз выдвигали вперед новые силы, которые перекладывали на свои плечи ответственность за судьбы общества и решительно внедряли новые формы жизни.

Свобода воли и ответственность. Данная последовательность, на наш взгляд, отражает лишь фрагментарно стадии процесса ответственности мотивация поступка, его осуществление и наступающий результат. Первые четыре этапа можно определить как проспективную до совершения действия ответственность1. Причем, здесь предлагается идеальная модель правильного, адекватного поступка. В таком случае последний этап теоретически окажется заключающим. Практически же, даже при идеальном протекании деятельности, последствия порой трудно предсказуемы.

По сути, ответственность здесь часто только начинается. Ответственность наиболее контрастно проявляется, естественно, на результирующем этапе. Как правило, она представляется более ясной и четко осознанной, следовательно, и более доступной, даже в материальном плане.

ЙОНАС это:

В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

Эммануэль Левинас, Ханс Йонас, Лео Штраус, Эмиль Факенхейм, - всех . цивилизации Ганса Йонаса / Этическая мысль. «эвристикой страха».

Спектр его философской мысли охватывает широкий круг проблем от практической философии в метафизической этики. Философы, оказали влияние на И. К практике принципа ответственности" ," Философское исследование и метафизическое предположение" Центральный тезис моральной философии И. Эта угроза не только физическая. Покорение природы распространяется и на природу человека. Кроме того, нельзя не констатировать ценностного релятивизма настоящее. Все эти факторы свидетельствуют о предполагаемой угрозе как физического уничтожения человека так и о возможности потери человеком своей сущности Итак,"Этика ответственности" должно быть написано по причине предусмотренной угрозы - ее планетарных масштабов и последствий для людей.

Должны быть открыты новые этические принципы, на основе которых можно будет построить новую этическую теорию. Новая этика должна опираться на принципы благоговение перед физическим выживанием и сохранением целостности человеческой сущности, а также выходить из метафизики. Противопоставляя направления собственных исследований современной позитивистской аналитической философии, И.

И именно эта обязанность достижения подобной цели является вербализацией и выявлением ответственности. Сартра, удалось органично соединить в своем творчестве философскую и литературную деятельность. Описание своей жизни в Алжире К.

Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

Размышления о вине, покаянии, ответственности для западной философии нашего столетия не новы. Оснований для них было более чем достаточно: Среди авторов, которые посвятили свои усилия критике"этического разума" и попыткам реформирования социальной философии и этики, большим авторитетом на Западе пользуется . Ханс Йонас - один из патриархов современной философии, учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Сами названия книг Йонаса - а они приобрели особый резонанс в е годы - говорят о направленности его мыслей и интересов: Попытка создания этики технологической цивилизации","Понятие бога после Освенцима","Сила или бессилие субъективности?

чинается книга Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Опыт этики . « Эвристика страха» — важнейшая составляющая этики ответ- ственности.

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса: Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т.

В этом заключается достоинство и бремя ответственности. век стал эпохой качественно нового осмысления целей человеческого бытия. На смену традиционной нормативной этике долга пришла этика ответственности. Переворот в осознании ответственности произошел не случайно. Бурное развитие науки и техники сделало, казалось бы, возможным представлявшееся ранее иллюзорным абсолютное господство человека над природными стихиями.

Но взрыв атомной бомбы в Хиросиме обнаружил оборотную сторону этой мощи, став сигналом нависшей над человеком смертельной угрозы. Второй глобальной катастрофой, связанной с ядерной энергией, стал Чернобыль, третья может быть последней. Однако, как справедливо замечает Г. Ионас, все существующие ныне глобальные проблемы сами по себе могут рассматриваться как апока Автор:

Этика покаяния, ответственности, единства человечества.

Бультмана, в русле идей которых был создан его фундаментальный труд о позднеантичном гностицизме. В эмигрировал в Великобританию, в - в Палестину. В преподавал в университетах Канады, в - в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем - в Принстонском, Колумбийском и других университетах. В работах, посвящённых философско-биологическим проблемам, Йонас в противовес восходящему к Р. Это стало исходным пунктом его онтологического обоснования этики, в центре которой - взаимоотношение человека и природы.

.

quotes: Наш страх имеет гораздо больший потенциальный размах, Философ Ганс Йонас защищает позицию, определенную им как «эвристика.

Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В экзистенциальном смысле наследие означает реализацию способности существования к самотрансляции, то есть к передаче самого себя с помощью традиции. В этом отношении наследие, прежде чем оно получает определенное институциональное выражение, является основополагающим антропологическим фактом.

Благодаря решительному возвращению к заброшенности сохраняется самотрансляция традиционных возможностей, хотя и не обязательно в качестве традиционных. Понятое в этом фундаментальном смысле явление наследия включает в себя два родственных друг другу, но и отличных друг от друга понятия: К ним относятся, скажем, слова:

Moja playlista