Дело в том, что в одном случае движение оказывается связанным с определенным значением в данном случае со значением оскорбления , а во втором оно никакого значения не несет. Всякое общение между людьми и не только между людьми , опирающееся на систему знаков, урегулированных в соответствии с определенными правилами, можно определить как языковое. Изучением этих систем и условий общения с их помощью занимается наука семиотика. Искусство — всегда средство познания и общения. Оно ищет истину и выражает ее на своем, присущем ему языке. Язык звукового кино отличается от языка немого кинематографа, а оба они говорят со зрителем иначе, чем балет.

Ю.М.Лотман

: , . - , . ,Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях:

В году лидер Тартуско-московской семиотической школы ушел из жизни, с симптоматичным подзаголовком"Семиотика и история", Лотман пишет, . (в данном случае страха как мощного культурного механизма), который.

В этом отношении у очевидно противоположных дискурса глобализации и политики идентичности результат оказывается схожим: Взятые в своем голом различии, политические остатки от процесса глобализации как политики идентичности сегодня начинают тайком ассоциироваться с разрывом, до сих пор отделяющим общество от своей невозможной окончательной интеграции. Таким образом, в любом случае обозначилась несостоятельность прочих фундаментальных предположений марксистской и постмодернистской парадигм.

Деррида продемонстрировал, как этот восходящий к Гегелю телеологический взгляд на историю зловеще напоминает современный дискурс глобализации [13]. В другом месте я пытался обсудить различия в теориях упомянутых выше философов [16]. Эта политическая манифестация остатка больше не ставит своей целью, как у постмодернистов, осознание некоторого ранее отрицавшегося и вытесненного различия, завершающегося простым прибавлением соответствующей части идентичности к уже существующим частям данного социального целого [18].

Лакло формулирует эту идею следующим образом: И именно эта позиция делает возможной встречу остатка с принципом неопределенности социального целого, другими словами, делает возможной эмансипаторную политику. В данной статье я сконцентрируюсь на второй упоминавшейся выше идее, присущей политическим теориям Агамбена, Бадью и Рансьера: Все эти лотмановские категории связаны с новым подходом к понятию границы, разработанным Лотманом в его теории семиосферы, где граница понимается во всей своей сложности и амбивалентности: Самоописание устанавливает критерий включения различных элементов во внутреннее пространство их переводимости в метаязык.

Благодаря этой привилегированной позиции метаязык становится принципом универсальной переводимости внутри тотализированной семиотической системы:

Отношения между знаками бывают парадигматические они входят в одну и ту же систему, напр. Их изучение может вестись с трех основных позиций: Взаимодействие знаков проявляется в особом семиотическом механизме , в который входят: Основным законом семиотики является: Следовательно, всю историю культуры можно изучать как взаимодействие различных знаков и знаковых систем [3].

врагов России рассуждает на семиотик Михаил Лотман. поможет психолог, который рационально объяснит его страх.

Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его"великий немой". Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками.

Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке"язык тамтамов" - система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий - файл 1.

Внутри мыслящих миров Статьи. Заметки — Редакторы Н. Шпак Компьютерная верстка С. Пилипенко Компьютерный набор Г. Подписано в печать

5 Лотман, М.: О семиотике страха в русской культуре. In: Семиотика страха. Сборник статей. Составители под ред. Н. Букс и Ф. Конт. Русский институт.

Семиотика кино и проблемы киноэстетики Юрий Лотман. Технические условия развития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового,"немого" развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму.

Семиотика сцены

Лотмана Исходя из концепции Ю. Лотмана, во многом развитие той или иной культуры определяется множеством факторов — географических, политических, типологических. С одной стороны, географическое положение той или иной культуры изначально дано и до некоторой степени определяет своеобразие ее судьбы, которая неизменна на всех этапах развития. С другой стороны, именно этот фактор не только делается важнейшим элементом самосознания, но оказывается наиболее чувствительным к динамике доминирующих процессов данной культуры Таким образом, соотношение реальной географии и географии мифологической политической, религиозной и т.

Михаил Лотман Пространство страха: к семиотике страха в русской культуре* ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Целью настоящей работы не .

Успенскому От издательстваЛотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии"Культура и взрыв" и"Внутри мыслящих миров" , статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры. Успенскому от 19 марта г.

Статьи по семиотике культуры и искусства

С одной стороны, одна из линий ведется от идей английских ученых-семиотиков Пирса и Морриса. Они считали знак первоэлементом всякой семиотической системы. Семиозис, согласно этой традиции, состоял из следующих элементов: Вторая линия основывается на тезисах Соссюра. Понятием семиосферы Лотман хотел отойти от атомарности подхода и рассмотреть семиотику не как набор элементарных символов или актов, но как полноценную систему [4].

Семиосфера и биосфера[ править править вики-текст ] Чтобы читатель мог лучше понять, о чем идет речь, автор проводит аналогию между семиотическим пространством и понятием биосферы , введенным В.

Юрий Михайлович Лотман Семиотика культуры и понятие текста 84 О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

В первом речь идет о совпадении и наличии всех трех типов значений, и примером может быть любой из широкого круга текстов, например волшебная сказка, исполняемая в той аудитории, в которой еще живо непосредственное восприятие фольклора. Здесь наличествует определенное языковое сообщение, которое, для того чтобы стать текстом, требует определенной дополнительной выраженности, а тексту присуща некоторая, только им обслуживаемая, культурная функция.

Чтобы выполнить текстовую функцию, сообщение должно деритуализоваться от прежде обязательных признаков текста. Так, в определенные моменты например, в русской литературе после Гоголя художественный текст, для того чтобы восприниматься как искусство, должен был быть не поэзией текст с выраженными признаками отличия от нехудожественной речи , а прозой, в которой это отличие выражено нулевым показателем. Условием высокой семиотичности текста в этом случае становится выведение его из привычных норм семиотичности и внешняя десемиотизация.

Там, где функцию текста могут выполнить лишь сообщения без текстовой выраженности, ритуализованные тексты теряют способность выполнять функцию, для которой предназначены: Текст не содержит в себе общеязыкового сообщения. Противоположным будет случай, когда непонятное и незначительное субтекстовое сообщение не может стать текстом, то есть получить смысл культурной ценности. Так, например, культурную функцию некоторого текста можно выполнить, только будучи другим текстом. Возможность отделения функции от текста подводит нас к выводу о том, что описание культуры как некоторого набора текстов не всегда обеспечивает необходимую полноту.

Однако более детальное рассмотрение вопроса может потребовать большей осторожности: История науки знает многие случаи, когда научные идеи, именно в силу мощности своего воздействия, превращались в тормоз науки, поскольку начинали обслуживать ненаучную функцию, превращаясь для части коллектива в религию. Широко известно, что распространение медицинских знаний среди населения приносит, в определенных условиях, вред медицине, приписывая ненаучному тексту собственное мнение больного функцию научного.

Таким образом, описание некоторой системы культуры должно строиться на трех уровнях:

Журнальный зал

Сканирование 1 , обработка моя Рассматривая русскую культуру как тип культуры с бинарной структурой, осознающей себя лишь в категориях взрыва, Лотман в событиях постсоветской истории усматривает исторический шанс для России"перейти на общеевропейскую систему и отказаться от идеала разрушать"старый мир до основания, а затем" на его развалинах строить новый". Упустить этот шанс Лотман считал"исторической катастрофой".

Год Издательство М.:

Лотман Ю. М.Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры .

В определенном смысле оба случая равнозначны: И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение. Оба - явления заключают в себе не вещи, а замены вещей. Однако"письмо" как текст отчетливо членится на дискретные единицы - знаки. При помощи специ-альных языковых механизмов знаки соединяются в цепочки - синтагмы разных уровней.

Текст строится как вневременная структура на уровне языка и во временной протяженности - на уровне речи. Картина для простоты задачи берем ее не как факт искусства, а лишь как нехудожественное иконическое сообщение, например, рекламный рисунок не делится на дискретные единицы.

Букс Н., Конт Ф. (сост.) Семиотика страха. Сборник статей

Добавить книгу Полезные советы Скачивайте книги в формате , так как этот формат понимают практически все ридеры. К тому же, в нашей библиотеке все книги в формате уже имеют встроенные русские шрифты, что позволяет читать их даже на не русифицированных ридерах.

Лотман Юрий Михайлович. IV. Тексты поведения О семиотике понятий « стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докл. IV Летней школы по.

, , . , , .

Семиотика (рассказывает профессор Михаил Лотман)