Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Средневековье же—с самого начала более сложный мир, который не может замкнуться. Конечно, оно стало главным наставником средневекового Запада, которому передало римское культурное наследие. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность к самозамыканию. Цель работы — выявить особенности психологии средневекового человека, основываясь на книгу Й. При достижении данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Сколько стоит написать твою работу?

Большинство населения балансирует на грани выживания, жизнь — страшно хрупка. Материальная необеспеченность вызывает у человека чувство неуверенности и тревоги. Никто и ничто не может гарантировать благополучие завтрашнего дня: Незначительный естественный прирост сменяется его убылью вследствие голода, болезней и войн, так называемой триады бедствий триады смерти.

Численность населения к концу Средневековья чуть превышает показатели эпохи расцвета античного мира и потому с демографической точки зрения Средние века — простое наверстывание. Таков лапидарный вывод из сухих цифр.

Страх неразрывно связан со свободой. Такой страх – настоящий, не придуманный, перед тюрьмо болезнью, перед утрато же как страх освобождает человека, и какие степени свободы он дарит. . Запретная тема: Средневековье и естественные потребности человека.

Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Средневековье же—с самого начала более сложный мир, который не может замкнуться. Конечно, оно стало главным наставником средневекового Запада, которому передало римское культурное наследие. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность к самозамыканию. Цель работы — выявить особенности психологии средневекового человека, основываясь на книгу Й. При достижении данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Большинство населения балансирует на грани выживания, жизнь - страшно хрупка. Материальная необеспеченность вызывает у человека чувство неуверенности и тревоги. Никто и ничто не может гарантировать благополучие завтрашнего дня:

Проказа - страшная болезнь Средневековья. Это инфекционное заболевание, При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы При звуках такого колокольчика люди в страхе разбегались.

Из книги сохранилось страниц. В них страхи, тревоги и суеверия Средневековья и раннего Возрождения, апокалипсические представления и эсхатологические надежды. Есть картины на библейские сюжеты. В октябре года летающие драконы были замечены в Чехии и Фогтланде, а также в районе Эшера. Был у них гребень на голове, а рыло как у свиньи, и было у них два крыла. Это продолжалась несколько дней и более четырехсот драконов пролетали каждый день, большие и малые В стране римлян в 73 г.

За этим последовали великие Римской войны Мертвое чудовище, выброшенное на берег Тибра во время наводнения в Риме в году В году в небе появилась комета, которая была видна в течение нескольких ночей и она повернулась хвостом к Испании. В этом году был обильный урожай, но весь он был погублен гусеницами и крысами. Затем последовали землетрясения в восьмом и девятом году в Испании и в Италии.

И так они были сильны, что даже в Константинополе много домов были разрушены и много людей погибло. В году 26 января кровавые огненные знаки наблюдали в небе над Лиссабоном, а 28 января огромный кит поднялся из воды в небо. Затем последовало великое землетрясение. И около двухсот домов рухнули и были убиты более тысячи человек И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

Отношение к болезни и смерти в средние века и новое время

Жизнь средневековой западной Европы в иллюстрациях Текст: Жак ле Гофф,"Цивилизация средневекового Запада" Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, г. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су.

Феномен страха в античной культуре и патристике автореферат и диссертация на страх «европейской болезнью» Психологи отмечают, что в наступившем . средневековой философии сквозь призму католической доктрины.

Шкуратов"Психическая жизнь средневековья": Шкуратов Психическая жизнь средневековья. Средневековье- пестрый конгломерат народов и стран- представляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно- экономический строй по крайней мере в крупных и развитых странах европы - феодализм; средневековые европейцы- христиане, их мировосприятие теоцентрично, то есть сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога. Это идеологическое разделение стало полезным обозначением эпохи, когда язычество и монотеизм, община и государство, город и деревня, универсализм и замкнутость, книжность и неграмотность сталкивались как поляризованные и равномощные силы.

Сходно представление дает эпохе и современный французский историк Ж. В его определении средневековье унаследовало от Рима борьбу двух вариантов развития: Средневековье же- с самого начала более сложный мир, который не может замкнуться. Этому мешает и открытость христианского вероучения. Конечно, оно восприняло от Рима и его истории склонность к самозамыканию. Но перед лицом закрытого типа религии западное Средневековье создало также и более открытый ее вариант; и диалог этих двух ликов христианства стал доминирующим в ту переходную эпоху.

Десять веков потратил средневековый Запад, чтобы сделать выбор между стоявшими перед ним альтернативами: В еще советской историографии, определявшей указанный период как становление, расцвет и начало упадка феодализма, средние века датировались с — вв. После средневековья начинается Возрождение, которое по культуре и общественно- политическому устройству отличается от средневековья, но не вполне относится к современности.

Страх и отвращение

Средневековые болезни и методы лечения. Средневековые болезни Основные болезни средневековья были: Лаврентия , рожистое воспаление огонь св. Сильвиана — все выставляется напоказ в миниатюрах и благочестивых текстах. Обычными спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины века гибло значительно больше солдат, чем от сражений.

Доказательство бессмертия души освобождает человека от тяжелых раздумий, а тем самым и На средневековое понимание роли страха оказал влияние и бедствия – неурожай, эпидемии, несчастные случаи, болезни и т.п.

При всем многообразии социальных и индивидуальных воплощений можно, однако выделить некие общие характеристики, присущие в целом человеку этой эпохи. Это не должно удивлять. Люди жили не в безвоздушном пространстве, но в конкретной, сформированной христианством идеологической и культурной системе, в особом мире представлений и чувствований, который предполагал и общие верования, и общие страхи, и специфические формы поведения. Конечно, среда, уровень образованности, историко-географические различия зон обитания Средиземноморье или Северная Европа, Балканы и т.

Одна из таких общих характеристических черт - одержимость сознанием своей греховности и ее предвестияпороков, которые рассматривались как уступки дьяволу. Козни дьявола мерещились средневековому человеку повсюду и рассказы о них - излюбленная тема нравоучительных проповедей и"примеров" , коротких историй, житейских анекдотов, призванных воспитывать благочестие и внушать пастве отвращение к греху.

Дьявол насылает на людей болезни. Он и его воинство, черти и чертенята, смущают благочестивых, мешают творить молитву, влезают на спину во время богослужения.

В.А. Шкуратов"Психическая жизнь средневековья": статья ( подг. Анна Скорина )

Искусственный Интеллект , закрыт 9 лет назад писали болезнь серъезную даже сейчас. Лучший ответ Пользователь удален Мастер 9 лет назад Медицина средневековой Европы. Суеверие и догматизм, характерные для начала христианства в Европе, продолжали процветать и в Средние века. Подобно тому, как это было в Вавилоне, астрология управляла прогностикой; диагнозы ставились преимущественно на основе осмотра мочи.

Вопрос о наблюдении и экспериментах вообще не поднимался; образование, включая медицинское, заключалось в изучении древних авторитетных текстов.

Поверить в то, что средневековый человек живет буквально в своих нечистотах и учитывая, что монастыри мало страдали от болезней). . Как и во все эпохи, страх остается чувством более сильным, и именно.

Жак ле Гофф,"Цивилизация средневекового Запада" Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, г. В Пуату цена сетье зерна поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: Появление на Западе спорыньи, частый голод и горячка, вызывающие конвульсии и галлюцинации, деятельность антонитов, рвение участников народного крестового похода - здесь целый комплекс, где средневековый мир предстает в тесном переплетении своих физических, экономических и социальных бед с самыми неистовыми и одновременно одухотворенными реакциями.

Изучая характер питания и роль чуда в средневековой медицине и духовной жизни, мы каждый раз вновь обнаруживаем эти сплетения невзгод, необузданности и высоких порывов, из которых складывалось своеобразие средневекового христианства в глубине его народных слоев.

М.А. Шенкао. Основы философской танатологии

О природе, истории и судьбе человека сообщается в книге Бытия, открывающей Ветхий Завет. На седьмой день творения создал Бог Человека и наделил его господством над природой - растительным и животным миром, который обеспечивал ему пропитание и существование. Человек имел таким образом призвание стать господином природы, земли и всего живого.

Страх и страхи занимают постоянно местов повседневном сознании человека. Страх не сводитсятолько к отрицательной эмоции в результате опасности, мнимо реальной. Казалось бы, страхи историчны. Были первобытные страхи, языческие, страхи средневековые, страхи Так же, как болезни.

К оглавлению Сколько бы Аристотель ни говорил о сообществе всех живых существ, христианский мир видел в этом лишь фикцию. Франциск даже говорил с волком из Губбио как с братом, но братом младшим, которого надо учить, поскольку Бог дал человеку полную власть над своим творением. Под звериными масками, разумеется, скрывалась сатира на людское общество, но в основе таких рассказов лежало пренебрежительное отношение к животным.

Такое умонастроение и по сей день столь явно характерно для всего человечества, что едва ли стоит напоминать, как люди используют названия животных, оскорбляя друг друга, или какие традиционные, но обычно необдуманные определения им дают: В завершение приведу своего рода квинтэссенцией всех оскорблений: Это презрение было средством против страха. Ведь человек испытывает страх, не желая признавать, что естественная причина этого страха — его собственная слабость.

Он боится, что на него нападет тот, кто сильнее него. Поэтому с доисторических времен человек, сумевший овладеть огнем — чего действительно не сумел сделать никто, кроме него — рассеивал им ночной мрак, полный опасностей, отгоняя хищников, способных видеть в темноте; поэтому безоружный человек спал головой к стене, чтобы избежать нападения со спины, о чем я уже говорил.

Этот страх вовсе не был необоснованным.

Средневековые болезни и методы лечения.

Бремя страхов человеческих Бремя страхов человеческих Чего боятся люди, как страхи и фобии управляют людьми, происхождение и влияние страхов на жизнь и достижения человека. Публикация результатов пятилетнего исследования международной группы ученых открывает темный малоизученный мир человеческих страхов. Иванова Тема страха до сих пор не получила существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются внезапных экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, типа наводнений, ураганов или засух, вспышек эпидемий.

ло воображение человека Средневековья, а впоследствии и человека или подобными внушающими страх недугами) и отправляли в свободное плавание. Не умея излечивать ужасные болезни, средневековое общество.

Умершего в раннее Средневековье хоронили обычно недалеко от дома, в конце огорода, феодальных владений, на перекрестке дорог. Ранние же христиане считали доблестной смертью самоубийство или же гибель за веру Именно в эту эпоху постепенно в Европе появляются кладбища. Характерно в этом отношении предписание Карла Великого, составленное в году: Для человека раннего Средневековья и на том свете нужна была защита для его тела.

Отсюда и желание богачей иметь в своем гробу, как амулет для самозащиты, мощи части тела святых. Арьес даже полагает, что"сосредоточение усопших христиан вокруг реликвий святых и церквей, воздвигнутых над этими реликвиями, стало отличительной чертой христианской цивилизации" Если в античности кладбище считалось местом нечистым, скверным, боялись его, обходили или бежали от него, то Средневековье постепенно сакрализует его.

Кладбища, то есть святые места за счет мощи святых , начинают поход в город, в селения. Но при всем при этом, еще в веке были церковники, например Гонорий Отенский, которые говорили, что"весь мир - храм божий", отсюда, можно хоронить, где угодно, но лучше все-таки - на кладбище Люди Средневековья знали многие формы страха: Народные низы через карнавальную культуру создавали свои обереги от страха, а серьезная книжная культура выработала серию общих мест, предназначенных служить утешением человечеству Новикова выделяет у людей Средних веков до 12 ментальных установок или подходов к смерти.

Так, согласно первому подходу, смерть - порог, за которым - истинная вечная жизнь.

Голодовки, болезни, эпидемии

Однозначно ответить на этот вопрос, разумеется, трудно, хотя в наше время исследование тела и повседневной жизни стало привычным для истории ментальностей и исторической антропологии. Он соотносил жизнь женщин и мужчин в веке с этим временем года, когда все плодоносные силы природы и существующие в ней противоречия усиливаются и обостряются. Болезнь и здоровье разнились намного сильнее, пугающий мрак и суровая стужа зимою представляли собой настоящее зло. С другой стороны, существует особый взгляд историка Филиппа Арьеса на отношение к смерти в Средние века.

Он полагал, что смерть тогда воспринимали легче, она не выглядела столь жестокой и столь суровой, как сегодня. В древности господствовало представление о смерти как о явлении привычном, близком и не столь уж страшном, к ней относились довольно безразлично.

Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили Прежние страхи средневекового человека перед преисподней.

Это соотношение освещается главным образом под углом зрения их взаимного противодействия, борьбы, попыток церкви подчинить себе иную культуру и навязать ей собственную систему ценностей. Такая постановка вопроса вполне оправдана. Но взаимные отношения между культурой народной и культурой ученой не исчерпывались конфликтом и противоборством.

Все было куда сложнее. Воздействие на нее идей, представлений и практик нехристианского происхождения было неизбежным. Именно потому, что церковь держала под своим контролем духовную, религиозную, нравственную жизнь верующих и определяла их поведение, духовенство должно было принимать в расчет их культуру, искать и находить некоторое общее с ними поле понимания и воспринимать идущие от них импульсы.

Нельзя забывать о том, что тот самый народ, многие стороны мировосприятия которого оставались чуждыми церкви и вызывали ее осуждение и гонения, поставлял церкви ее кадры

Тени средневековья, 6-я серия - Мор и болезни